Один из наиболее частых вопросов со стороны оппонентов: "Разве следует в своём служении делать большой акцент на провозглашении имени Иеговы? Ведь первые христиане были известны как те, кто говорил о Христе! Христос – есть истина!"
Рассмотрим этот вопрос по порядку.
Иисус «пришёл в мир для того, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин. 18:37). Конечно, Иисус сам есть «путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6). Однако истина, о которой он свидетельствовал, включала в себя гораздо большее, чем просто свидетельство о себе, как о Мессии. Главной темой проповеди Иисуса, его апостолов, а также первых христиан было Царство Бога (Мф. 4:17,23; 10:7; 24:14; Лк. 4:43; 8:1; 9:2,11; Деян. 19:8; 28:30,31). Как замечает историк Эрл. Е. Кернс, «любое сколько-нибудь внимательное изучение Евангелия приводит к выводу, то главное, что Иисус хотел сообщить людям, была весть о Царстве» («Дорогами христианства»). Истинные христиане, следуя за Иисусом, так же делают Царство главной темой своей проповеди.
Помимо этого, в I-м веке ученики Иисуса, как известно, уделяли особое внимание прославлению истинного Бога, небесного Отца (Деян. 14:14,15; 17:22,23; 20:21). Они славили имя Бога (Евр. 6:10; 13:15; Отк. 15:4; 19:1-6). В этом первые христиане подражали Иисусу, который уделял освещению имени своего Отца особое внимание (Мф. 6:9; Ин. 5:43; 10:25; 12:28; 17:6,11,12,26).
Это является величайшим парадоксом, но факт остается фактом – современные российские «христиане» до сих пор находятся в странном неведении о том, что апостольская церковь не только провозглашала веру в Иисуса Мессию, но и поклонялась его Отцу, Богу Иегове. (Впрочем, это упущение объясняется, видимо, тем, что в России возможность свободно исследовать и исповедовать христианство появилась сравнительно недавно – в начале 1990-х годов, – что неминуемо сказалось на уровне современной отечественной библеистики). Между тем, служение первых христиан Богу Иегове у исследователей никогда не вызывало вопросов, ни в прошлом, ни в настоящем.
«Иегова был для [пророка Моисея] тем же, что и для христиан – Богом всемирным» (П.Я. Чаадаев, русский мыслитель).
«В часы молитвенных собраний [апостолы] посещали храм и вместе с другими участвовали в молитвах перед Иеговою» (Д. Боголепов, православный богослов).
«[Ранние] христиане верили только в Бога Иегову» (Джеймс Норт, историк).
Попытки критиков оспорить данное обстоятельство неминуемо рушатся перед лицом общеизвестных фактов. В частности, сам Иисус, апостолы и первое поколение христиан в служении активно использовали Септуагинту (грекоязычный перевод Ветхого Завета), в сотнях мест которой присутствовал тетраграмматон (написанное еврейскими буквами имя Иеговы / Яхве). Вот, что по этому поводу замечается в книге В. Кабанова «Тетраграмматон»:
«Первоначально в Септуагинте было имя Бога; найденные рукописи LXX со II-го века до н.э. по I век н.э. содержат в тексте тетраграмматон; причем именно в тех местах, где он и располагался в оригинальном еврейском тексте. Ни одна из известных копий Септуагинты, датируемых в период со второго века до н.э. по первый век н.э. – не заменяет тетраграмматон на «кириос» […] На сегодняшний день ученые располагают не только свидетельствами раннецерковных историков и библеистов, но и древнейшими фрагментами рукописей Септуагинты; живыми доказательствами того, что тетраграмматон первоначально был в этом древнем переводе. Любой объективный и беспристрастный исследователь, ознакомившись с существующими фактами по этой теме, неминуемо придет к такому же заключению».
Все это означает, что апостольская церковь I века в проповеди и в богослужении не могла не обращать внимание слушателей на имя Иеговы: оно постоянно было перед глазами читавших Священные Писания людей. Лишь в первой половине II века, из-за возросших антисемитских настроений в Римской империи, когда все, что хоть как-то могло олицетворяться с иудаизмом, автоматически подвергалось опале, в новых копиях Септуагинты были «подчищены» все места с тетраграмматоном с заменой его на фразу «кириос» («Господь») или «теос» («Бог»). (Тогда же в ходе антисемитской реформы были осуществлены и другие изменения, в частности, замена иудейской даты Пасхи (Вечери Господней, 14 нисана) на воскресный день).
Да и как можно игнорировать имя Иеговы, если имя самого Иисуса имело теофорную форму, включающую в себя тетраграмматон?
«Иису́с (греческая форма еврейского имени Иешуа — сокр. от Иегошуа, что значит "Иегова спасает"» (Библейский словарь Вихлянцева).
Другим историческим документом служит авторитетный труд «Апостольские постановления», автором которого традиционно считается Климент Римский (Согласно историку Евсевию Кесарийскому, Климент был современником апостолов и служил епископом Римской церкви с 92 по 101 годы н.э.) Впрочем, по другим предположениям, автор этого послания жил в IV веке н.э. Так или иначе, но в данном труде, считающимся ранним кодексом канонического права, около 250 раз Бог называется именем Яхве. Причем, что показательно, небесный Отец называется именем Яхве не только для иудеев, но также применительно к христианам. В труде присутствуют многочисленные молитвы и воззвания, обращенные через Христа к Яхве. Особый интерес вызывает упоминание самой известной молитвы «Отче наш»:
«Когда же молитесь, не будьте, как лицемеры, но молитесь так, как постановил нам Господь в Евангелии: "Отец наш, ЯХВЕ на небесах, да святится имя Твоё; да придет царствие Твоё; да будет воля Твоя, как на небе, и на земле…"» (Книга седьмая).
Данные примеры служат очередным подтверждением тому, что ранние христиане достаточно широко использовали имя Иеговы (Яхве) в проповеди, молитвах и богослужениях. Это не было чем-то из ряда вон выходящим, иначе в таком внушительном авторитетном послании к христианским собраниям того времени имя Бога не присутствовало бы сотни раз. Совершенно очевидно, что столь частое упоминание имени Яхве было вполне естественным в жизни и служении ранних христиан, а потому не вызывало у них какого-либо недопонимания и вопросов. Чего, к сожалению, нельзя сказать о современных «христианах»…
Вместе с тем существуют и другие причины, по которым сложно согласиться с вышеозвученным мнением, что первые христиане якобы проповедовали только об имени Иисуса. Утверждающие подобное, опять же, плохо знакомы с историческим фоном служения раннего апостольского собрания.
В первом веке, благодаря предшествующим вековым усилиям иудейских учителей, знания о Законе были распространены среди всего известного в то время мира (Сравните Мф. 23:15). Еврейские синагоги имели место во множестве городов различных культур, а в крупных центрах еврейские диаспоры насчитывали многие тысячи человек (Деян. 9:2,19,20; 13:4,5,14; 14:1; 15:21; 17:1,10,16,17; 18:1,4,19). Немалое число язычников стали прозелитами и приняли иудаизм. Историки единодушны в том, что иудаизм стал одной из самых известных религий в греко-римском мире. Не удивительно поэтому, что зародившееся в то время христианское собрание, использовавшее для обоснования своих учений ветхозаветные тексты, для большинства людей той эпохи выглядело как очередное ответвление от иудаизма. Свидетельствуя о небесном Отце Иегове, христиане, по сути, говорили о том же самом Боге, что проповедовался иудеями. Их монотеизм, хотя и не популярный в среде большинства жителей империи, имел полное согласие со взглядами приверженцев иудаизма.
Но Иегова дал христианам то, что резко отличало их весть от учений иудеев. В своём служении христиане говорили о роли Мессии, Иисуса Христа. Именно это слово о Христе для одних оказалось «поводом для преткновения, а для других — глупостью» (1 Кор. 1:23). Другими словами, если учение о Едином Боге Иегове было уже сравнительно известно, то свидетельство об Иисусе, столь необычное для восприятия религиозными умами язычников и иудеев, стало в их глазах самым отличительным знаком христиан. Эти немногие по своей численности люди в то время были единственными в мире, кто имел веру в Господа Иисуса и данное им искупление. Вот почему первые христиане наравне с проповедью об истинном Боге Иегове столь большое внимание уделяли свидетельству об Иисусе.
Однако сегодня ситуация представляется в совершенно ином свете. Мир насчитывает уже более миллиарда «христиан»! Общество наполнено тысячами независимыми друг от друга направлениями «христианских» церквей. Практически нет человека, который никогда и ничего не слышал бы об Иисусе. Множество людей с легкостью называют себя «христианами», и удивить этим теперь никого невозможно.
Но что можно сказать о признании людьми власти истинного Бога Иеговы? Стремятся ли эти же самые «христиане» служить Отцу Иисуса Христа? (Ин. 4:23; Деян. 24:14). «Освящают» ли они имя Бога, как к тому призывал его Сын? (Мф. 6:9). Парадоксальность ситуации в том, что многие даже не знают, кто такой Иегова и путают Отца с Сыном. Церковные лидеры учат свои паствы, что почитание имени Иеговы уже не важно, и что вместо Отца надобно поклоняться Сыну. В современном варианте «христианства» произошла критическая трансформация библейских понятий и учений о Боге. В итоге, нынешние «христиане» исповедуют далеко не то, что исповедовали первые последователи Христа.
Эту проблему прекрасно осознают истинные христиане. Именно поэтому в служении они не просто говорят людям об Иисусе Христе, но делают особый акцент на приобретении точного знания Библии и её Автора – Иеговы Бога. И если в первом веке христианам нужны были особые усилия, чтобы уверять живущих, что у Иеговы Бога есть Сын, которого зовут Иисус, то сегодня христианам следует прилагать не меньше сил, свидетельствуя, что у Иисуса есть Отец, Истинный Бог, имя которому Иегова!
P.S. В заключении – немного полезной тематической информации…
В последнее время можно заметить популяризацию мнения, будто бы имя Иеговы должно было постепенно утратить свое значение для служителей Бога, уступая место имени Иисуса Христа. Однако стоит напомнить, что такое утверждение в действительности является этаким «теологическим ноу-хау», являясь в большей степени выдумкой наших дней и не имея при этом сколько-нибудь серьезной поддержки среди ученых и теологов прошлых веков.
«Ветхий Завет говорит, что имя Бога должно употребляться всегда (Исход 3:15; Мал. 1:11). Ни в одной из ветхозаветных книг мы не найдем мысль о том, что имя Бога должно постепенно выйти из употребления его служителями» (Рольф Фурули, учёный-лингвист, гебраист).
«Иегова… это имя более прочно укоренилось в нашем обиходе и не может быть вытеснено», - отмечает профессор Густав Фридрих Элер. А по словам богослова Уолтера Лоури, «человек, который не знает Бога по имени, по сути, не знает его как личность».
Россия в этом вопросе не является исключением.
«Вплоть до 1914-1915 годов имя Иеговы было очень распространено среди тысяч россиян… Сегодня православные не знают о том, что всего лишь сто лет назад имя Иеговы было очень распространено среди их соверующих. Редкие сохранившиеся книги в исторических библиотеках дают нам ясное представление об этом» (В.А. Кабанов «Тетраграмматон»).
Многие русские классики использовали имя Бога в своих произведениях…
"…Как жаль, что ранними громами его сразил Еговы гнев!" (А.С. Пушкин, «Из письма к Вигелю»).
"Иди к народу. Мой пророк! Вещай, труби слова Еговы! Срывай с лукавых душ покровы и громко обличай порок!" (Федор Глинка, «Призвание Исайи).
«…В ком вера не мертва, кто сознает всю животворность Слова, тот всюду зрит наитье Божества и слышит все, что говорит Егова» (В.Г. Бенедиктов, «И ныне»).
…А также такие писатели как И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, Ф.М. Достоевский, поэты Г.Р. Державин, Марина Цветаева, Иосиф Бродский и многие другие известные творческие лица…
А-Брит а-Хадаша в редакции NEV
ОтветитьУдалитьДеян 15:15-18
И слова Пророков полностью созвучны этому, так как написано:
‘”После этого Я возвращусь и отстрою заново разрушенный шатёр Давида. Я подниму его из развалин и восстановлю его,
чтобы всё остальное человечество стало искать Йегову, то есть все гоим призванные Моим именем”,- говорит Йегова, совершающий это’. Всё это было известно с давних пор.
________
http://holyscripture.ru/bible/?t=nev&b=acts&n=15
_____
Апостол Петр цитирует книгу прока Амоса, где должно провозглашаться имя Иеговы, а христианский мир так и не понял простую вещь, что Иисус пришел в Израиль, иудеям из народа Бога, говорил все им и потом они шли прежде всего в иудейские диаспоры по всей римской империи и им проповедовали Христа, зачем же им их Бога проповедовать?
Потому в Новом Завете так много о Христе, что иудеям надо было только его принять, а Бога им не надо было проповедовать, но зато надо было людям из других народов, которые понятия о Боге Израиля не имели.