"На самом деле Библия проводит различие между произношением имени и связанной с ним репутацией. Упомянутый выше вопрос фараона помогает нам понять два аспекта имени: само имя и приобретенная им репутация. Мы читаем в книге Исход 9:16:
«Я оставил тебя в живых для того, чтобы показать тебе мою силу [следовательно, мою репутацию] и чтобы мое имя было возвещено по всей земле».Так что, хотя эти два аспекта взаимосвязаны, мы должны видеть различие между ними, не путая произношение «Йехоуах» с его репутацией, другими словами, с его религиозным смыслом («Он будет»). Такое определение исходит из собственного утверждения Бога, который назвал себя «Я буду» (Исх 3:14)...
Из-за неумения отличить произношение от репутации Иисуса стали принимать за Бога. Да, в Библии есть следующее утверждение: «Бог еще больше возвысил его (Иисуса) и даровал ему имя, которое выше всякого имени» (Фп 2:9). Некоторые библейские справочники утверждают, что здесь говорится о присвоении имени Бога Иисусу. Это служит еще одним примером того, как некоторые путают имя и репутацию. Так можно сказать, по крайней мере, по трем причинам.
Во-первых, Иисус получил имя Бога уже задолго до этого сообщения, как он сам утверждает в Иоанна 17:11, 12: «Святой Отец, оберегай их ради твоего имени, которое ты дал мне». Однако, поскольку даже ученики никогда не обозначали Иисуса тетраграмматоном, мы должны понять, что он просто говорил о славе, как он сам объяснил: «Я дал им такую же славу, какую ты дал мне» (Ин 17:22). Эта традиция отождествления имени Бога с Божьей славой восходит к древним временам (Исх 33:18, 19; Ис 42:8).
Во-вторых, имя Иисуса всегда отличалось от Божьего имени, как свидетельствует последняя книга христианской части Библии (От 3:12; 14:1).
В-третьих, даже сама Библия утверждает, что Божье имя не обладает всемогуществом, ведь «слово Божье» превознесено выше, чем его имя (Пс 138:2).
Почему тогда Иисус упоминает, что Бог дал ему свое имя? Что конкретно это выражение означает, когда встречается в Библии?
Объяснение очень простое! Когда кто-то дает свое имя другому, он просто разрешает этому человеку ставить подпись или говорить от его имени. Это повсеместное значение данного библейского выражения (1Цр 21:8; Эс 3:12; 8:8, 10; Лк 10:17). Принцип делегирования имени другому лицу состоит в том, что ему разрешается говорить или расписываться от чужого имени, таким образом, он наделяется полномочиями и, следовательно, частью славы доверителя.
Например, Бог нарек собственным именем свой народ (Чс 6:27; Деян 15:14), другими словами, он разрешил им говорить и действовать от его имени (Исх 5:23; Втор 10:8; 18:5, 7; 1См 17:45). Иногда, когда такое юридическое соглашение или «доверенность» о принятии решений от его имени принимает постоянный характер, об имени говорится, что оно находится не "на", а "в" уполномоченном лице (Исх 23:21; 1Цр 9:3; 2Цр 21:4, 7). Тем не менее, правовое разделение полномочий между доверителем и доверенным лицом иногда может становиться размытым.
Очевидно, что если доверенное лицо превышает свои полномочия, доверенность становится недействительной (Вт 18:19–22; Деян 19:13–16). Но Иисус оставил в силе действия доверенного лица, даже если кому-то это могло показаться странным (Мк 9:38, 39).
Когда мы читаем о том, что «дом ему построил Соломон» (Деян 7:47), «Иеровоам укрепил Сихем» (1Цр 12:25), а «[Каин] построил город» (Бт 4:17), то очевидно, что эти люди (в правовом смысле) приписали свое имя действиям, которые они лично не совершали. И все же в некоторых случаях такая двусмысленность может оказаться парадоксальной. Например, Иаков, имея законно приобретенное право первенца Исава (Бт 25:33), мог «в правовом смысле» заявить отцу: «Я Исав, твой первенец» (Бт 27:19). Подобным образом, легко спутать двух доверителей, Иоанна и Иакова (Мк 10:35) с доверенным лицом — их матерью (Мф 20:20). Кто-то мог бы перепутать сотника, о котором упоминается в Матфея 8:5, с посланными им старейшинами (Лк 7:3); также в Библии часто встречается путаница (в правовом смысле) между ангелом Бога (Бт 16:7) и самим Богом (Бт 16:13).
Конечно, ангелы говорили от имени Бога; кроме того, в иврите слово «ангел» означает «вестник». Тем не менее, Библия проводит различие между такими временными представителями и личным представителем Бога (Ис 63:9). Этот представитель обладает постоянными полномочиями, потому что Божье имя в нем (Исх 23:21). Этот ангел может «в правовом смысле» называться именем Иеговы (Бт 18:2, 22, 23; 19:1); но во избежание путаницы он отказывался называть это имя собственное, когда его спрашивали (Бт 32:29; Сд 13:18), чтобы люди по ошибке не приняли «юридического» представителя за самого Бога.
Это не единственный случай в Библии. Например, хотя Моисей «юридически» был назначен быть «Богом» (Исх 4:16; 7:1), он никогда не называл себя Богом; тем не менее, Моисеев закон по-прежнему считается законом Божьим. Кроме того, некоторые люди были «юридически» назначены быть богами (Пс 82:6; Ин 10:34, 35), но они никогда не говорили о себе как о богах, хотя, действуя в качестве судей, они были «юридическими» представителями Бога (Исх 21:6; Вт 1:16,17).
Чтобы избежать недопонимания, нам необходимо учитывать юридический аспект понятия «имя». Таким образом, Библия вовсе не противоречит сама себе, когда в одном месте говорит, что никто «не может увидеть лицо (самого) Бога и остаться в живых» (Исх 33:20, 23; Ин 1:18), а в другом — что некоторые люди видели лицо Бога (в юридическом смысле) и выжили (Исх 33:11; Бт 32:24, 28–30; Сд 13:22; Ин 14:9). В последнем случае мы должны понимать, что видевшие Бога (в юридическом смысле) на самом деле видели одного из Божьих представителей (физическим зрением).
Таким образом, противоречия разрешаются, когда мы понимаем, что, давая свое имя ангелам или людям, Бог просто уполномочивает их говорить от своего имени в качестве представителей. Такая доверенность может быть разовой или постоянной, ограниченной или расширенной. Очевидно, Бог сам устанавливает границы делегированных полномочий, вытекающих из использования его имени. Получить имя (Исх 23:21) означает получить полномочия (Мф 28:18).
Христиане рассматривали Иисуса как того, кто был наделен полномочиями Имени".
Жерар Жерто "Имя Бога: его история и произношение"
стр. 276 - 280.
Переведено с издания «The Name of God Y.eH.oW.aH Which is Pronounced as it is Written I_Eh_oU_Ah: Its story»
Переводчик, редактор: Шитиков Юрий
Шикарная выписка. Настолько просто и аргументированно, ничего не скажешь ))
ОтветитьУдалитьА полного перевода книги нет еще?
ОтветитьУдалитьУже есть. https://andronum.com/product/zherto-zherar-imya-boga-ego-istoriya-i-proiznoshenie/
УдалитьИс.43:7
ОтветитьУдалитькаждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил.
____
Теофорные имена (от греч. θεός, «бог» и φορός, «несущий») — личные имена людей, включающие в себя имя бога (богов) или божественный эпитет.
_____
Библейский словарь В.П. Вихлянцева.
_____
Иоель (Иегова Бог)
______
https://www.bible-center.ru/ru/dict/vpvdict/i
________
В Израиле нормой считалось называть детей с именем Бога, можете посмотреть имена на "И" сколько там разных, где есть Иегова, это и называется - наследовал имя.