Глубоко исследующие Библию люди осознают недопустимость использования в служении Богу каких-либо предметов для поклонения им (или через них – Богу). Священное Писание дает на этот счет достаточно ясное предостережение. Одним из первых библейских текстов, с которыми ассоциируется данная позиция христиан, является Вторая из Десяти заповедей, гласящая:
«Не делай себе резное или какое-либо другое изображение того, что в небесах вверху, на земле внизу или в водах ниже земли. Не кланяйся и не служи им, потому что я, твой Бог Иегова,— Бог, требующий исключительной преданности» (Исход 20:4; Втор. 5:8,9).
Казалось бы, даже одной этой заповеди должно быть достаточно, чтобы все называющие себя «христианами» люди отказались от использования икон, образов и статуй, и перестали бы им поклоняться. Тем не менее, сторонники использования сакральных изображений не только не спешат избавиться от подобных предметов, но, наоборот, пытаются трактовать четкие указания Библии на свой лад. Так, в ответ от них порой можно услышать, что вышеприведенную заповедь якобы вовсе нельзя использовать как принцип, пригодный для отказа от использования «святых» изображений в христианской сфере. По их утверждению, Вторая заповедь была дана для недопущения использования изображений чужих, языческих божеств, но никак не изображения Истинного Бога. При этом такие лица ссылаются на предшествующую Первую заповедь, звучащую следующим образом:
«Я Иегова, твой Бог, который вывел тебя из земли Египет, из дома рабов. У тебя не должно быть других богов, кроме меня» (Исход 20:2,3; Втор. 5:6,7).
По мнению защитников икон и статуй, Вторая заповедь является продолжением Первой, а раз в Первой упоминаются «другие боги», значит, во Второй предостережение касается изображений именно ложных божеств, а вовсе не Истинного Бога. Тем не менее, такое утверждение является глубоко ошибочным.
Разумеется, убедиться в бесполезности использования в служении Богу неких икон и статуй можно при внимательном исследовании таких библейских текстов, как, например, Исаия 40:18-20; 44:9-20 или Иер. 10:1-5,8,9,14,15. В данных стихах Священного Писания отражен взгляд Бога на саму попытку человека сделать некое изображение своего Создателя. Реакция Бога на такое «творчество» крайне негативная. Но мы не будем отвлекаться на дополнительные тексты Библии, а рассмотрим ранее поднятый вопрос в свете ближайшего контекста.
Итак, действительно ли Бог во Второй заповеди подразумевал недопустимость изготовления изображений исключительно языческих божеств? Или же данное предостережение касалось также каких-либо изображений Истинного Бога?
Понять должный смысл предупреждения Бога о «резном или каком-либо другом изображении того, что в небесах вверху, на земле внизу или в водах ниже земли» из 5-й главы книги Второзакония помогает предыдущая 4-я глава. В ней используются аналогичные детали, что и в последующей 5-й главе. Так, например, Бог подчеркивает, что заповеди были даны израильтянам, когда те «стояли перед Иеговой в Хори́ве» (Сравните Втор. 4:10,15 и Втор. 5:2).
4-я глава прямо указывает на Десять заповедей:
«Он изложил вам условия соглашения, которое повелел исполнять,— Десять слов — и написал их на двух каменных скрижалях. В то время Иегова повелел мне объяснить вам постановления и судебные решения, чтобы вы исполняли их в земле, в которую идёте, чтобы овладеть ею» (Втор. 4:13,14).
При этом в 4-й главе (стихи 15-19) книги Второзакония отдельно подчеркивается то самое предупреждение, которое в 5-й главе считается Второй заповедью. Это дает дополнительную и более четкую возможность понять какой именно смысл вложил Бог в повеление о «резном или каком-либо другом изображении».
Итак, что же мы видим в этой связи? Второзаконие 4:12 подчеркивает, что израильтяне «слышали слова, но не видели никакого образа — был только голос». Разумеется, эта мысль касалась вовсе не каких-то образов ложных божеств, а непосредственно Иеговы, который оставался невидимым для людей. Далее, в 15-м стихе вновь идет аналогичное напоминание: «Тщательно берегите свои души, потому что в тот день, когда Иегова говорил с вами в Хори́ве из огня, вы не видели никакого образа…» Данное предложение не заканчивается, а плавно переходит в то самое предупреждение о «резном изображении», которое потом еще раз дублируется в качестве Второй заповеди в 5-й главе.
В стихах 23,24 4-й главы Второзакония в очередной раз повторяется интересующая нас заповедь:
«Будьте осторожны, чтобы вы не забыли соглашение, которое заключил с вами ваш Бог Иегова, и не сделали себе резное или какое-либо другое изображение, вопреки повелению твоего Бога Иеговы. Ведь твой Бог Иегова — это пожирающий огонь, Бог, требующий исключительной преданности».
Данные слова напрямую перекликаются с наставлением из Второзакония 5:8,9...
Таким образом, благодаря исследованию аналогичного повеления о «резном изображении» из 4-й главы книги Второзакония, становятся очевидными два момента:
1) В контексте этих слов Иегова не связывает свое повеление с какими-либо образами ложных божеств. Они вообще не упоминаются в данном отрывке.
2) Контекст повеления о «резном изображении» неоднократно связывается с образом Истинного Бога, который не был виден израильтянам при Хориве. Именно это обстоятельство – невидимость образа Бога для людей – и стоит в 4-й главе книги Второзаконие основанием запрета на использование изображений Бога в поклонении.
Эти выводы очевидны, что в свою очередь опровергает вышеизложенные попытки представить Вторую заповедь в виде некоего запрета на изготовление и использование изображений якобы исключительно ложных божеств, а не Истинного Бога. Ближайший контекст Второй заповеди определенно касается образа Иеговы и является подробным пояснением причины установления данного повеления. Причем в данном тексте он вообще никак не связан с чужими богами. Естественный вывод, который сделали израильтяне времен Моисея, и которого иудеи придерживаются по сей день – Бог запрещает изготовление и применение каких-либо его изображений.
Этого же принципа придерживались и первые христиане, чья форма поклонения Богу и образ богослужений имели еще более упрощенный вид, чем у иудеев. Общеизвестно, что апостольское собрание не использовало в своем поклонении Богу ни икон, ни статуй (1 Кор. 10:14; 2 Кор. 6:16,17).
«Первые христиане чувствовали непреодолимое отвращение к пользованию изображениями в религиозных обрядах... [...] Защитники христианства направляли свой ум против глупых идолопоклонников, которые склоняются перед творениями собственных рук» (Историк Эдвард Гиббон «Упадок и разрушение Римской империи»).
«В первые три столетия истории христианства церковь... не имела своих произведений искусства, и обычно, как могла, препятствовала их появлению. Климент Александрийский, к примеру, возражал против религиозного (языческого) изобразительного искусства, поскольку это приводило к почитанию творения, а не Творца… Живопись появилась и постепенно проникла в христианскую церковь приблизительно в середине III века, правда, не без яростного сопротивления в некоторых общинах. Только в начале IV века, когда при императоре Константине христианство обрело законный статус в Римской империи, в церквях стали появляться изображения, прочно занимая свое место в религиозной жизни христиан » («Британская энциклопедия»).
Господь Иисус дал ясное указание, что поклоняться Богу следует «в духе и истине» (Иоанна 4:24). Как подтверждение тому Божий Сын никогда не носил с собой образов и не учил своих последователей ставить в своих домах иконы. Подражая Иисусу, христиане «не должны думать, что Божья Сущность подобна золоту, серебру или камню, как некое высеченное произведение искусства и вымысла человека» (Деян. 17:29). Как дети Бога, они «хранят себя от идолов» (1 Ин. 5:21).
Какой вывод из этого можно сделать?
«Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, Господь неба и земли, не живёт в храмах, построенных руками, и руки человеческие не служат ему, как будто он в чём-нибудь нуждается, потому что он сам даёт всем жизнь, и дыхание, и всё» (Деян. 17:24,25).
Бог не нуждается в каких-либо изготовленных людьми изображениях его образа и не считает приемлемым использование подобных изображений в поклонении себе (Отк. 9:20; 21:8). Как следствие, выявляется полная бесполезность и даже, более того, недопустимость использования верующими людьми «святых» образов, икон и статуй. Вторая из Десяти заповедей служит тому безусловным подтверждением.
К тому же, как не странно получается если вторая заповедь говорит о запрете ложных божеств , то как понять, что-то изображения которое делаешь ты , не является именно тем самым ложным , ведь какие именно изображения делать или не делать и чем они будут отличаться от ложных - нет.
ОтветитьУдалитьВедь мы знаем какое указание было в отношения каких либо святынь , настолько точно нужно было все сделать и из чего ( ковчег, херувимы , посуда и т.д.) .
Но с чего и какое изображения Бога делать, мы не встречаем . И теперь какая уверенность есть у людей , что делая изображения . ты не делаешь изображения именно ложных божеств , по чем сверить ?
Как можно сделать изображение Того, Которого никто никогда не видел ?
ОтветитьУдалитьЧистое знание истины прямо говорит о том, что различного рода идолы категорически не должны использоваться в поклонении Богу. Для истинных христиан здесь нет чего-то недосказанного. Такое требование Бог установил и для древних евреев и его же не раз повторил первым христианам. Все стихи приведены братом в статье.
ОтветитьУдалитьПожалуй, единственным более менее вразумительным аргументом изготовления изображения для поклонения (или поклонения через них) может быть то, что некоторые конфессии верят в триединого бога. Тогда можно по этой логике хоть как-то оправдать изготовление таких изображений т.к. бог, якобы, был среди людей и его образ стал теперь известен. Значит можно его изображать. Одно заблуждение порождает другое...
Однако эта позиция, кроме вполне очевидного противоречия прямым указаниям Библии не делать изображений, слаба.
Во-первых никто не знает как выглядел Сын Бога будучи на земле. Многообразие ликов и их типаж настолько широки, что это сводит на нет все разговоры о том, что, дескать, облик стал известен людям. Если уж на то пошло, то люди изначально знали облик ангелов и Сына Бога т.к. были созданы "по образу нашему" и видели ангелов неоднократно. Однако делать изображения для поклонения Бог им все равно запретил... Нет ли греха в том, что на изображении бог выглядит не так как он должен выглядеть на самом деле? Может у него были не изможденные тонкие черты, а наоборот- сильные и крупные? Может не длинные волосы, а средние и борода не той формы? И почему, зная только облик сына, изображают при этом и двух других? Этот не сарказм, а прямые вопросы для размышления.
Во-вторых, даже если можно было бы изображать Сына Бога и через него поклоняться Отцу, то это абсолютно не оправдывает колоссальное обилие изображений людей, которые размещают в местах поклонения. А самая большая ошибка в том, что огромное количество поклоняющихся не знает, что этим изображениям нельзя поклоняться. По идее нужно ч е р е з них поклоняться. Но на деле им молятся, молятся людям, которые на них изображены, выбирают их себе в покровители.
Для человека желающего быть христианином (не зависимо от конфессии) было бы полезно еще раз честно разобраться в этом вопросе. Очень простом на самом деле.