Библия свидетельствует, что религиозные противники обвиняли первых христиан, называя их «сектантами», а их собрание «сектой» (Деян. 24:14; 28:22).
По словам историка Э. Дж. Харди, римские императоры считали христиан «презренными фанатиками».
Французский историк Этьен Трокме говорит о презрении, с которым образованные греческие и римские должностные лица относились к тому, что они «считали очень странной восточной сектой [к христианам]».
В начале II века римский историк Светоний назвал христианство «новым и вредным суеверием».
В «Новой католической энциклопедии» указывается, что «раннее христианское общество …вначале считалось лишь еще одной сектой в среде иудеев» (том 3, страница 694).
Историк Кеннет Скотт Латурет писал: «Помимо этого, другой ряд обвинений подвергал христианство насмешкам за его молодость и противопоставлял молодость христианства древности его соперников [иудаизма и греко-римских языческих религий]» («История распространения христианства» [англ.], том 1, стр. 131).
«В основном считалось, что христианство — просто ненужная, возможно вредная, религия» (Роберт М. Грант «Раннее христианство и общество»).
Французский историк А. Аман рассказывает, что ранние христиане «жили на задворках общества». В действительности же они жили на задворках двух обществ: иудейского и римского,— наталкиваясь на множество предубеждений и встречая недопонимание со стороны обоих.
Профессор У. М. Рамсэй говорит, что ненависть к христианам также возникала из-за «раздражения, которое вызывалось в языческих семьях обращением какого-то члена семьи». «Общественная жизнь становилась очень трудной, когда кто-нибудь по соседству не сообразовывался с самыми обычными условностями по той причине, что это означало бы признание языческих божеств», — утверждает доктор богословия Д. У. К. Уонд.
Церковный историк д-р Август Неандер в своей книге «Всеобщая история христианской религии и церкви» сообщает, что «христиане были представлены как мертвые для мира люди, бесполезные для всех жизненных дел... и, спрашивалось, во что превратилась бы жизнь, если бы все были такими, как они»? Хотя это и нелепо, но одно из обвинений, которое приводилось против ранних христиан в Римской империи,— то, что они атеисты. Август Неандер пишет: «Отрицающие богов, атеисты... было обычным определением христиан, распространенным среди людей» (Neander A. The History of the Christian Religion and Church, During the Three First Centuries/Пер. H. Rose. Нью-Йорк, 1848. С. 190).
Историк Джеймс Норт сообщает, что «христианство распространялось в самом Риме и привлекало к себе все большее внимание, так как казалось религией низших классов общества и рабов. Рабы составляли треть населения империи, и тысячи их проживали в Риме. Любая попытка организовать этих людей, даже под вывеской религии, приводила в сильнейшее беспокойство власти и города и страны. Кроме того, христианство вызывало отвращение у высших слоев общества, свысока и пренебрежительно относящихся ко всему, что было связано с низшими классами. Многие люди неверно понимали христианство. Большинство очень мало знало о новой вере, но среди людей ходили неясные слухи о безнравственности, распущенности ее последователей. До римлян также дошли сведения, что христиане соблюдают верность новому царю по имени Иисус. Естественно, все это, казалось, представляло собой серьезную угрозу безопасности государства».
По словам Норта, обычным обвинением в адрес ранних учеников Иисуса было « "за атеизм". Это стало наиболее часто употребляемым обвинением против христиан. Возникает вопрос: как же можно осудить христианина за атеизм? Но христиане верили только в Бога Иегову; они не могли верить в богов греко-римского пантеона. Именно монотеизм и не могли понять и принять жители Рима. Любой, кто не верил в скопище языческих богов, мог считаться атеистом! Вот почему обвинение в атеизме стало обычным для человека, исповедующего христианство» (Джеймс Норт «История Церкви»).
О христианах времен Римской империи историк профессор Кеннет Латурет писал: «Обвинения были разными. Так как христиане отказывались участвовать в языческих обрядах, их называли атеистами. Они сторонились многого, чем жило общество — языческих празднеств, публичных увеселений... и их высмеивали как человеконенавистников. [...] Считалось, что мужчины и женщины встречались по ночам... и вступали в беспорядочные половые сношения. [...] Так как [Вечеря воспоминания смерти Христа] отмечалась только в кругу верующих, пошли слухи, что христиане время от времени приносят в жертву младенца, пьют его кровь и едят его плоть» (К. С. Латурет «История христианства»).
«Как известно, одно из распространенных мнений было, что христиане едят человеческую плоть (Евсевий, "Фиестийские трапезы", 5.1.14; Афинагор, "Прошение", 3)» (Стюарт Джордж Холл «Учение и жизнь ранней церкви»).
Тертуллиан писал, что противники считали христиан «виновниками всякого общественного бедствия, всякого народного несчастья. Если Тибр вошел в стены, если Нил не разлился по полям, если небо не дало дождя, если произошло землетрясение, если случился голод или эпидемия, то тотчас кричат: „Христиан — ко льву“». Христиан осуждали за то, что они были против абортов, широко тогда практиковавшихся. И в то же время их враги обвиняли их в убийстве детей. Утверждалось, что они пьют на своих встречах кровь детей, принесенных в жертву. В то же самое время их враги старались принудить их есть кровяную колбасу, зная, что это противоречит их совести (Тертуллиан «Апология», глава 9).
Археолог Генри Роулинсон сказал: «Тот, кто в первом веке становился христианином, знал, что из-за своих убеждений он в любой момент мог расстаться с жизнью. [...] Любой писатель, просто выступивший в защиту христианства, навлекал на себя немилость светских властей и подвергал свою жизнь такой же опасности, что и христиане» (Rawlinson G. The Historical Evidences of the Truth of the Scripture Records. 1862. С. 225).
Римский историк Тацит, родившийся около 55 года н. э., упоминает христиан в своих «Анналах». Рассказывая о том, как Нерон возложил на христиан вину за большой пожар, произошедший в Риме в 64 году н. э., он писал, что император был не в состоянии «пресечь бесчестящую его молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. [...] ...[Великое множество были изобличены] не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады... ...Все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона».
Тацит добавляет: «Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме» (Тацит Корнелий. Анналы. Кн. 15. Пар. 44 // Собр. соч.: В 2 т. Л., 1970. Т. 1. С. 298).
Примерно в 112 году н. э.в письме римскому императору Траяну римских провинций Вифиния и Понт Плиний Младший сокрушался из-за распространения христианства, «вследствие находящихся в опасности множества людей всякого возраста, всякого звания и обоих полов, которых зовут и будут звать на гибель. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям». Он писал: «С теми, на кого донесли как на христиан, я действовал так. Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал во второй и третий раз, угрожая наказанием; упорствующих отправлял на казнь». Всякого, кто хулил Христа и произносил молитву, обращенную к богам или к изображению Траяна, он отпускал. Плиний признавал, что «настоящих христиан... нельзя принудить ни к одному из этих поступков».
Е. Г. Харди писал в своей книге Christianity and the Roman Government («Христианство и Римское правительство»): «Из писем Плиния и из указа Траяна ясно видно, что христиане уже только из-за имени или христианского вероисповедания могли наказываться без предъявления точных показаний или доказательств определенного преступления».
«В течение первых трех столетий [христианство] почти все время находилось на нелегальном положении, а верующих жестоко наказывали. […] Ненависть к христианам резко возрастала во времена бедствий, опасностей и невзгод. Происходило так потому, что христиане отказывались поклоняться общепризнанным богам, от которых, по мнению народа, зависели мир и процветание. Одновременно верующих обвиняли в людоедстве и кровосмешении, ибо такие преступления прогневили бы богов и навлекли бы бедствия. Из-за таких настроений возникала угроза беспорядков, и власти вмешивались, чтобы устранить источник волнений… Даже такие образованные люди, как Тацит или Фронтон (см.: Минуций Феликс, "Октавий", 9.6; 31.2), верили в "мерзости", но и те, кто не прислушивался к сплетням, считали христианство разрушительным для общества, которое зависело прежде всего от "мира с богами"... Когда следователи типа Плиния проверяли истинность их веры, они отказывались приносить жертвы идолам и клясться в верности императору. Пока они не привлекали к себе внимания, ими пренебрегали, но при малейших признаках беспорядков (Иустин Мученик, "Апология", 2.2) они оказывались перед магистратом, который после несложной проверки усматривал гражданское неповиновение и приговаривал бросить подсудимых на арену, к диким зверям» (Стюарт Джордж Холл «Учение и жизнь ранней церкви»).
По словам историка Д. М. Робертса, «многие христиане встретили мученическую смерть на арене, многих сожгли заживо» («Shorter History of the World»). О жертвах подобных преследований, развернувшихся в правление Нерона, в другом источнике говорится следующее: «Одних подвергали распятию, других зашивали в звериные шкуры и натравливали на них собак, некоторых обливали смолой и с наступлением темноты поджигали, используя как живые факелы» (Ф. Ф. Брюс, «New Testament History»).
«Порой их мучили и для увеселения народа бросали голодным зверям в арене». Несмотря на эти мучения, преследование, как говорится, способствовало тому, «что их вера укреплялась и многие обращались в их веру» (From the Old World to the New, Юджин А. Коллиган и Максуэлл Ф. Литтуин, 1932, стр. 90, 91).
(Дополнительную информацию смотрите по ссылке http://sergeiivanov.blogspot.ru/2014/05/blog-post_31.html ).
Комментарий
Прошло около 2 тысяч лет с момента зарождения христианского собрания. Тем не менее, отношение мира к христианам по большому счету не изменилось. Нетерпимое, агрессивное - оно остается таким к тем, кто продолжает свидетельствовать о Царе-Иисусе и его небесном Отце Иегове.
Как и первым ученикам Христа, Свидетелям Иеговы сегодня приходится сталкиваться с массой самых нелепых обвинений. Как раньше христиан обвиняли в том, что они «иудейская секта», так и сегодня на Свидетелей вешают ярлык «американской секты». Как первым христианам вменяли в вину нетерпимость к другим религиям, так и ныне Свидетелей винят в «экстремизме». Подобно тому, как ранним ученикам Иисуса отказывали в праве считаться верующими, называя их «атеистами», не признающими других богов, так и теперь Свидетелей Иеговы винят, что они дескать не могут считаться «христианами» из-за непризнания ими троицы…
Но, пожалуй, так оно и должно быть. И было бы странно, если отношение к истинным христианам в этом мире стало иным. Необоснованные обвинения, недопонимание, нападки – все это согласно Библии является характерной чертой отношения мира к последователям Христа. Ведь Иисус предупредил:
«Все будут ненавидеть вас из-за моего имени, но кто выстоит до конца, тот спасётся… Ученик не выше своего учителя, и раб не выше своего господина. Достаточно для ученика стать таким, как его учитель, и для раба — таким, как его господин. Если хозяина дома назвали Веельзеву́лом, то разве не назовут так же его домашних? Поэтому не бойтесь их» (Мф. 10:22-26).
Комментариев нет:
Отправить комментарий