Отношение христиан к крови обусловлено библейскими указаниями, однозначно запрещающими ее употребление в пищу (Быт. 9:3,4; Лев. 7:26,27; 17:10-14; 19:26). Тем не менее, со стороны критиков то и дело звучат обвинения в адрес христиан, за то, что те отказываются не только употреблять кровь в качестве пищи, но и переливать ее внутривенно. Критики говорят следующее: «Конечно, Бог запретил ЕСТЬ или ПИТЬ кровь. Но разве Библия где-то содержит повеление НЕ ПЕРЕЛИВАТЬ кровь?» Оставляя отдельной темой вопрос крайней обеспокоенности врачей и специалистов относительно влияния гемотрансфузии на здоровье больного ( http://sergeiivanov.blogspot.nl/2016/01/blog-post.html ) мы остановимся на библейской точке зрения.
Отвечая на подобные вопросы, христиане, разумеется, ссылаются на книгу Деяния, в которой трижды повторяется постановление апостолов "воздерживаться... от крови" (Деян. 15:20,29; 21:25). Излюбленной отговоркой критиков является утверждение, мол, здесь говорится о крови только, как пище, но где в этих словах основание для отказа от переливания крови? По их мнению, если в данном тексте нет фразы «переливание», значит, нет причин считать переливание крови не соответствующим библейским принципам.
Тем не менее такой аргумент звучит довольно странно. В Библии, например, описывается случай, когда Иисус отказался выпить одурманивающее снадобье, однако ничего не говорится о запрете на внутривенное введение наркотиков (Мф. 27:34; Мр.15:23). Можно ли тогда утверждать, что прием наркотика внутривенно не нарушает библейских принципов? Или классический пример с врачом, запрещающим больному употребление алкоголя: будет ли это означать, что внутривенно алкоголь вводить будет можно? Разумеется, нет. Показательно, что в подобных случаях критики достаточно умело руководствуются библейскими принципами, не делая различия между способами получения человеком в свой организм нежеланного вещества. Странно же то, что такое понимание моментально куда-то улетучивается, как только речь заходит о библейском запрете на употребление крови.
Вернемся непосредственно к тексту из Деяния 15:20,29, в котором христианам повелевается "воздерживаться... от крови". Приведенное там слово "воздерживаться" («απέχεσθαι» - «апэхэстхай») буквально означает "находиться далеко" или "держаться вдали". То же слово мы встречаем и в других библейских текстах. Например, …
«Вот, страх Иеговы — это мудрость, и удаляться от зла — в этом понимание» (Иов 28:28).
«Дорогие, увещаю вас, как пришельцев и временных жителей, воздерживаться от плотских желаний, которые воюют против души» (1 Пет. 2:11).
«Воля Бога есть ваше освящение, чтобы вы воздерживались от блуда» (1 Фес. 4:3).
Не трудно понять, что выражение "воздерживаться" («апэхэстхай») имеет категоричную форму, подразумевая состояние абсолютной удаленности или отказа от чего-либо в любой его форме. Точно так же, как христианину нужно быть всячески удаленным («апэхэстхай») от зла, блуда и греховных желаний, без каких-либо исключений и оправданий, служитель Бога должен удаляться («апэхэстхай», Деяния 15:20,29) и от крови. Так же без каких-либо исключений и оправданий!
В Нагорной проповеди Иисус дал наглядный пример понимания принципа Божьих указаний. Рассматривая повеление «Не убивай!», Иисус пояснил, что оно касается не только убийства как такового, но куда более широкого спектра действий, включая гнев и словесные оскорбления. То же касалось и повеления «Не прелюбодействуй!». Было недостаточно следовать лишь прямой букве закона, избегая непосредственно измены или блуда – от служителя Бога требовалось даже в своем сердце не питать неподобающих грязных мыслей (Мф. 5:21-31).
В Деяния 15:20,29 помимо прочего упоминается блуд. Будут ли критики утверждать, что указание «воздерживаться от блуда» подразумевает только сами недозволенные сексуальные действия, но при этом не осуждает прочего проявления нечистого поведения, просмотра порнографии и иного непотребства? Вряд ли. Это повеление так же носит универсальный характер. Почему же тогда упомянутая в том же стихе кровь вызывает у критиков абсолютно противоположную оценку и заставляет утверждать обратное? Увы, повеление из Деяния 15:20,29 не делает в этом отношении никаких оговорок, нравится это критикам или нет.
В Деяниях 21:25 мы в третий раз встречаем упоминание решения апостолов о крови. В этом тексте стоит уже другое выражение «хранить себя от… крови». В греческом тексте здесь присутствует слово «φυλάσσεσθαι» («фюлассэстхай»), что имеет буквальное значение «быть охраняемым», «остерегаться», «свято хранить себя». В книге Иисуса Навина это слово подразумевает твердую беспрекословную решимость исполнять закон Бога. В Деяниях 23:35 то же выражение используется при описании содержания апостола Павла «под стражей в преторском дворце Ирода». Данные примеры лишь укрепляют нас в понимании смысла, заложенного в апостольском постановлении о крови – со всей твердостью свято хранить себя от нее.
Лучше понимая буквальный смысл используемых Библией в этих текстах слов, нам становится понятной универсальность новозаветного указания о крови. Христиане призываются Богом избегать крови, причем, не только в виде ее употребление в себя через пищевод, но и любым иным способом. В этих стихах вообще нет фразы «кушать» или «пить». Речь идет в принципе о том, чтобы быть в стороне от крови. Это логично, так как невозможно держаться от чего-то вдали и одновременно с этим как-то соприкасаться с тем, от чего ты предостерегаешься. Точно так же, как нельзя «держаться вдали» от зла, блуда и греховных желаний, при этом делая для себя в этих недопустимых вещах некоторые поблажки и исключения. Вот почему теряется всякий смысл в попытках манипулировать понятиями «кровь нельзя есть, но вливать внутрь можно». Библия на этот счет дает однозначное постановление – «быть в стороне» от крови.
В качестве дополнительного примера вспомним еще один случай – повеление Бога Адаму и Еве «не вкушать» от дерева познания добра и зла (Быт. 2:17). Означало ли это указание Бога, что первым людям нельзя было лишь непосредственно есть эти плоды? Не только. Как видно из Быт. 3:3, «не вкушать» означало не просто не есть, но даже «не прикасаться» к тем плодам. Первые люди прекрасно понимали смысл слов Бога «не ешь с дерева познания добра и зла». А теперь воспользуемся «логикой» защитников переливания крови: что бы они сказали Еве на месте змея? Возможно, следующее: «Разве Бог сказал что-либо еще, кроме "Не ешь"? Значит, нельзя лишь непосредственно кушать от этих плодов. Все остальное можно! Трогайте плоды, срывайте их с веток, нюхайте, облизывайте, играйтесь ими, выдавливайте сок, делайте джемы, кормите этими плодами зверей (не животным же сказано было не есть)… В общем, делайте с ними все, что хотите, только не ешьте. Ну, так Бог же о другом ничего конкретного не сказал…».
Подобную тактику критики активно используют сегодня. Как уже упоминалось ранее, в отдельных случаях они проявляют вполне разумное понимание библейских принципов, например, говоря о недопустимости причастности в любой форме к «оскверненному идолами» или «блуду» (которые, кстати, наряду с кровью упоминаются в Деянии 15:20,29; 21:25). Но как только речь заходит непосредственно о крови, эти же самые принципы критикам вдруг становятся почему-то «непонятными». Тут же начинается эквилибристика словами и терминами, смысл которых хорошо отражен в примере со змеем и Евой: «Нельзя только есть (или пить) кровь. Остальное можно»…
Конечно, можно было бы еще много говорить о том, почему библейский запрет о крови выходит за узкие границы ее употребления в качестве пищи. Но, собственно говоря, ключевой вопрос в теме крови несколько иной. В рассуждении над данной темой многие ошибочно ограничивают себя вопросом «Позволил ли Бог человеку вливать кровь в свой организм?» Но представляется, что изначальный вопрос должен звучать несколько иным образом: КАК ИМЕННО Бог позволил людям пользоваться кровью? ДЛЯ КАКИХ ТОЛЬКО ЦЕЛЕЙ? В Библии Иегова дает ОДНО-ЕДИНСТВЕННОЕ УКАЗАНИЕ на этот счет – использовать кровь только для жертвоприношений (Исключением было помазание евреями в Египте в ночь на Пасху дверных косяков кровью агнцев, Исх. 12:5-7, 21-23).
«Ведь душа плоти в крови, и я предназначил её для жертвенника, чтобы вы совершали искупление своих душ, так как именно кровь совершает искупление, потому что в ней душа» (Лев. 17:11).
Причем, это повеление ограничивалось только временем действия скинии и храма в Иерусалиме. С жертвой Христа, своей кровью искупившего людей от греха, отпала и эта единственная возможность использования крови (Евр. 13:20; 1 Пет. 1:2,18,19).
В этой связи встает следующий вопрос: мог ли служитель Бога в какие-либо времена использовать кровь В ИНЫХ ЦЕЛЯХ? Например, в качестве красителя ткани? Как средство для рисования или письма? Набрать кровь в таз и дать детям пускать в ней кораблики, в конце концов? Ответ: НЕТ! Извлекаемую из организма кровь ВСЕГДА СЛЕДОВАЛО ВЫЛИВАТЬ НА ЗЕМЛЮ! (Втор. 12:16,23-25; 15:23). Ее нельзя было хранить в каких-то отдельных сосудах. Даже для жертвенника использовалась кровь лишь только что убитых животных.
О чем это говорит современным христианам? 1) Человек не может использовать кровь на свое усмотрение. Если ранее, в эпоху древнего Израиля служителям Бога полагался единственный способ использования крови – на жертвеннике, – то сегодня нет и этого основания. 2) Согласно указанию Библии, вышедшая из организма кровь должна быть выливаема, а не храниться где-либо отдельно. Решение, вынесенное апостолами относительно крови, ничего нового в этом смысле не добавило. Христианам по-прежнему надлежало хранить себя в стороне от крови. Все это с точки зрения Библии лишний раз доказывает несостоятельность мнения о некой допустимости для христианина переливания крови. «Имеющий уши, чтобы слушать, пусть слушает» (Мр. 4:9).
спасибо,очень доходчиво!
ОтветитьУдалитьМолодцы!
ОтветитьУдалить