понедельник, 30 ноября 2015 г.

«Из-за моего имени...»



Иногда приходится слышать утверждение: «Иисус заявлял, что истинных христиан будут преследовать за его (Христа) имя, а вовсе не за имя Иеговы». В качестве доказательств такому утверждению приводятся следующие библейские тексты:

«Тогда вас будут отдавать на страдания и убивать, и все народы будут ненавидеть вас из-за моего имени» (Мф. 24:9).

«Из-за меня вас поведут к правителям и царям для свидетельства им и другим народам… Все будут ненавидеть вас из-за моего имени» (Мф. 10:18,22).

«Из-за меня вас будут отдавать в местные суды, бить в синагогах и ставить перед правителями и царями, для свидетельства им» (Мр. 13:9).

«Люди будут хватать и преследовать вас, отдавая в синагоги и тюрьмы, и будут приводить вас к царям и правителям из-за моего имени» (Лк. 21:12).

Казалось бы, разве не служат эти тексты подтверждением тому, что христианам следует ставить в центр своего служения вовсе не Иегову Бога, а его Сына Иисуса Христа? Тем не менее, такое утверждение при внимательном исследовании оказывается ошибочным. И вот почему…


Вначале стоит отметить, что даже в первых веках представители самых разных «христианских» направлений и школ, формально исповедующих веру в Иисуса, активно предавали друг друга анафеме, взаимно обвиняя в ереси и отступничестве. Те же злополучные гностики (кстати, тоже представляемые совершенно разнообразными течениями) провозглашали веру в Иисуса Христа. В дальнейшем католики сжигали протестантов, а протестанты – католиков, при этом каждый из них утверждал, что страдает за Христа. Российские старообрядцы были убеждены, что буквально страдают за имя Христа, отстаивая старорусское произношение "Исус" вместо "Иисуса"...  И если принять на веру раннее озвученное заявление, то неминуемо окажешься перед неразрешимой проблемой: кто же из тех, кого преследовали за исповедание имени Иисуса, был истинным христианином, а кто ложным? 

Впрочем, все становится на свои места, когда мы проявляем к предложенным библейским сообщениям чуточку больше внимания. В этих стихах Иисус употребляет такие выражения как «из-за моего имени» и «из-за меня». Но разве Иисус акцентирует внимание исключительно и только на своем буквальном имени? Конечно, в I веке, когда весть об Иисусе и Божьем царстве распространялась по всеми языческому миру, люди и цари, как правило, воспринимали благую весть крайне негативно. Имя Иисуса Христа встречало немало противодействия, что влекло за собой преследования христиан и даже их смерти (Деян. 17:6,7; 24:14; 28:22).

Тем не менее, уже в IV веке имя Иисуса Христа было заимствовано омирщвленной религией, ставшей официальным культом Римской империи. На протяжение дальнейшей истории цивилизации эта религия тесно связывалась с крестовыми походами, инквизицией и кровавыми войнами между самими же «христианами». Все это как-то плохо сочетается с утверждением, что истинных христиан должны были гнать именно из-за провозглашения ими имени Иисуса. История говорит об обратном: зачастую именно те, кто проливал кровь, делал это «во имя Иисуса».

Выходит, что суть слов Христа о гонениях его истинных учеников «за его имя» все же кроется в другом. Тем более, если учитывать другое предупреждение Иисуса, высказанное им в Матфея 7:21-23:

«Не всякий, говорящий мне: „Господи, Господи“, войдёт в небесное царство, а лишь тот, кто исполняет волю моего Отца, который на небесах. Многие скажут мне в тот день: „Господи, Господи, разве не от твоего имени мы пророчествовали, разве не от твоего имени мы изгоняли демонов и разве не от твоего имени мы совершали многие могущественные дела?“ И тогда я объявлю им: „Я никогда не знал вас! Отойдите от меня, творящие беззаконие“». 

Как следует из этих слов, истинность учеников Иисуса проявлялась вовсе не в одной лишь вере в него как в Господа, и не просто в призывании его имени. Истинность поклонения заключается в «исполнении воли Отца, который на небесах» (Иак. 1:22; 1 Ин. 5:3). А вот с этим у многих т.н. «христиан» обнаруживались явные проблемы. 


Итак, что же Иисус имел в виду, говоря, что его истинных учеников будут преследовать «из-за его имени»? Ответ станет очевидным, если мы вспомним в каком смысле Библия во многих случаях использует понятие «имя». В Писании «имя» может означать репутацию, власть, положение.

«Память о праведном достойна благословения, а имя нечестивых погибнет» (Пр. 10:7).

«Доброе имя предпочтительнее большого богатства, благосклонность лучше серебра и золота» (Пр. 22:1). 

«Доброе имя лучше хорошего масла» (Экк. 7:1).

«Князья действуют от имени всего собрания» (Езд. 10:14).

«Я преклоняю колени перед Отцом, которому всякая семья на небе и на земле обязана своим именем» (Эф. 3:14,15).

Апостол Павел писал об Иисусе: «Поэтому он стал превосходнее ангелов, настолько, что унаследовал имя, превосходящее их имена» (Евр. 1:4). О каком имени, унаследованном Божьим Сыном, идет здесь речь? Об имени «Иисус»? Разумеется, нет. «Иисус» - обычное иудейское имя, которое носили многие люди того времени (а в некоторых культурах, включая и европейские, носят и по сей день). Понятно, что под унаследованным Иисусом «именем», превосходящим также «имена» ангелов, подразумевается нечто иное. 

Вот что по этому поводу говорится в некоторых библейских справочниках:

«Имя - в библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого» («Библейский словарь В. П. Вихлянцева»).

«В Новом Завете слово «имя» часто означает характер, веру или учение Христово (Деян 5:41, 8:12, 9:15). Выражение «на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих» (От 19:16) указывает на древний обычай восточных народов украшать верхнюю одежду князей, сановных лиц и героев различными надписями, выражавшими их отличие» («Библейская энциклопедия архимандрита Никифора»).

Повторим основную мысль: «слово "имя" часто означает характер, веру или учение Христово». И тогда все становится на свои места. Слова Иисуса о преследовании его истинных последователей «из-за его имени» носят куда более глубокий смысл, чем думают некоторые верующие люди. Божий Сын имел в виду не просто тех, кто формально называется «христианами», но тех, кто стремится своей жизнью свидетельствовать миру об истинном учении Христа. А такая позиция всегда вызывала у мира (включая т.н. «христианский» мир) ненависть и противодействие (Сравните Ин. 16:2,3). Ненависть, потому что неразбавленное человеческими традициями и философиями учение Иисуса, такое, какое оно есть в Новом Завете, этот мир принять органически не может (Ин. 15:18-21). Вот почему апостол Петр утверждал:    

«Радуйтесь, поскольку вы разделяете страдания Христа, чтобы и во время откровения его славы вы радовались и ликовали. Если за имя Христа вас упрекают, вы счастливы, потому что дух славы, дух Божий, пребывает на вас» (1 Пет. 4:13,14).

Согласно словам Христа, мир будет преследовать его учеников за то, что те занимают по отношению к миру ту же позицию, что и сам Христос: 

«Если мир вас ненавидит, знайте, что сначала он возненавидел меня. Если бы вы были от этого мира, мир дорожил бы своим. А поскольку вы не от мира, но я избрал вас из мира, то мир и ненавидит вас. Помните слово, которое я сказал вам: раб не больше своего господина. Если преследовали меня, будут преследовать и вас. Если моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но всё это они будут делать против вас из-за моего имени, потому что они не знают пославшего меня» (Ин. 15:18-21).

Иисуса преследовали за то, что он свидетельствовал миру о его злых делах (Ин. 3:19,20). Он разоблачал человеческие учения и религиозные обычаи, отдаляющие людей от Бога (Мф. 15:3-9). Он отвергал насилие и участие в политике, подчеркивая недопустимость таких дел для истинных служителей Бога (Мф. 26:52; Ин. 6:15). Он учил возлагать упование на царство Бога, а не питать националистические и патриотические чувства (Ин. 18:36). Иисус «открыл имя» небесного Отца Иеговы, что сделало его ненавистным среди религиозной элиты того времени (Ин. 17:6,26). По словам Христа, его сторону будут занимать только те, «кто на стороне истины» (Ин. 18:37). Разумеется, все это делало Иисуса врагом для большинства людей, пусть даже религиозных, но, тем не менее, чуждых истинной преданности Богу (Ин. 15:21).

Точно такое же отношение со стороны мира ожидало и последователей Иисуса. Не тех, кто лишь формально именуется «христианами», но тех, кто «следует точно по его стопам» и доносит до мира те же принципы, что и сам Иисус (1 Пет. 2:21). Вот что значили слова Христа о гонении христиан «из-за его имени» и «из-за него». Гонения не просто за его буквальное имя, но за ту весть, за те учения и принципы, которые отстаивал сам Иисус.
Гонения не формальное за исповедание Иисуса своим Господом, но за стремление служить его Богу и Отцу так же, как ему служил сам Иисус, на что ясно указывают слова апостола Павла:

"Да и все, желающие жить, проявляя преданность Богу во Христе Иисусе, будут преследуемы" (2 Тимофею 3:12).

1 комментарий:

  1. Все правильно, за Христа и преследовали.


    Деян.17:7
    а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.
    ______________
    За Царя Христа, ревность такая была у римских императоров - только мы цари и все. Но это не делает Христа Богом.

    Деян.19:34
    Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!
    _____________
    Потому что за Богов в римской империи никого не преследовали и у каждого из множества народов были свои Боги.

    ОтветитьУдалить