«А вы рождены свыше?». Такой вопрос можно услышать, когда беседуешь с ревностным представителем какой-нибудь церкви. И что тут ответишь такому человеку? Объяснять ему, что значит с точки зрения Нового Завета понятие «рождения свыше» - дело, как правило, малоэффективное, так как тому следует вначале уяснить другой вопрос, основополагающий: «Что есть Божье царство?» А потом и вытекающие из него попутные вопросы: «Для чего это царство установлено?», «Кто его представляет?», «Какой лично вы видите свою роль в действиях Божьего царства?», «Что вам об этом открыто святым духом?» [как правило, ничего].
На подобные вопросы таким «христианам» ответить нечего, кроме общих слов, мол, «Царство внутри нас» или «Господь нам потом все откроет». Но в том-то и дело, что Господь «потом» не откроет, если он уже сейчас тебе, т.н. «возрожденному свыше», почему-то до сих пор этого не открыл.
Библия заверяет христиан, истинно призванных Богом к пребыванию в его небесном царстве, что они «ведомы Божьим духом» и «получили дух усыновления», который «свидетельствует с [духом помазанных христиан], что [они] - дети Бога. А если [они] дети, то и наследники — наследники самого Бога, сонаследники же Христу, если только с ним страдают, чтобы с ним и прославиться» (Рим.8:14-17).
Исходя из этого указания, для истинно призванных к небесной жизни христиан, как сонаследников Христу, должно быть свойственно данное Божьим духом ясное понимание того, к какому, собственно, наследию они призваны. По аналогии с тем, как сам Христос отчётливо понимал, какое наследие ему сберегалось после того, как он закончит своё земное служение и возвратиться на небо.
О той же отличительной особенности действия святого духа идёт речь и в других частях Нового Завета. Так, Павел говорил призванным к небесной жизни христианам о том, что Бог через свой дух должен дать им «дух мудрости и откровения в точном знании о нём, просветив глаза [их] сердца, чтобы [они] знали, к какой надежде он призвал [их], какое славное богатство сберегает он в наследство святым» (Еф.1:17.18). В другом тексте Павел констатирует факт: «А нам Бог открыл это через свой дух, …чтобы знать всё то, что даровал нам Бог» (1Кор.2:10-12).
Какой из всего этого напрашивается вывод? Самый очевидный: если «христианину» до сих пор четко не открыто свыше к какой надежде, для чего и куда он призван Господом, то, уж извините, не стоит и заявлять о своем «рождении свыше». Или это какое-то «половинчатое рождение»; но у Бога такого не бывает…
Вот почему, встречая реплику «А вы рождены свыше?», понимаешь, что в данный момент вопрос скатывается, скорее, в область риторических условностей, чем желания рассуждать о реальных библейских понятиях. В таких ситуациях я либо спрашиваю собеседника, что он лично понимает под понятием «рождения свыше» (а дальше появляется возможность объяснения тесной связи «рождения свыше» с царством Бога); либо отвечаю: «Да, я рожден свыше». Как говорится, по Сеньке и шапка. Если собеседник считает, что для него лично «родиться свыше» означает уверовать в Христа, признать его своим Спасителем, отречься от злых дел и т.д., то я отвечаю на понятном ему языке. Исходя хотя бы из того, что я посвятился Богу и принял крещение, «умерев» для этого мира и РОДИВШИСЬ для Бога. Принцип из 1 Коринфянам 9:19-23 в действии…
Как правило, такой ответ для собеседника оказывается весьма неожиданным. Я задаю ему встречный вопрос: почему он решил, что получил «рождение свыше»? Ответы типа «Я уверовал…», «Я раскаялся…», «Я молился и вдруг на меня снизошла благодать…» ни в счет. Миллионы людей в тысячах конфессий по всему миру «уверовали» и «раскаялись», при этом продолжая жить, по сути, прежней омирщвленной жизнью, сквернословя, обманывая, воруя, сплетничая о других, не говоря уже о куда более тяжких грехах. Предупреждение Иисуса из Матфея 7:21-23 служит более чем отрезвляюще на голословные заявления подобных «уверовавших» и «раскаявшихся». Как предупредил Христос, таких уверенных в своем «рождении свыше» в Судный День будет ой, как много. И все они в тот момент будут весьма недоумевать, не желая признавать, что их уверенность все это время была всего лишь самообманом.
Проверить обоснованность убежденности «христианина» в его «рождении свыше» не сложно. Достаточно взять в руки Библию и увидеть, с чем само Писание связывает истинное «рождение свыше». При этом мы даже не будем разбирать вышеозвученные вопросы о связи «рождения» с замыслом Бога и его царством. Коснемся куда более прозаичных моментов.
Во-первых, Иисус уточнил, что «рождение свыше» зависит вовсе «не от желания человека, но от Бога» (Ин. 1:12,13; Рим.9:16). Другими словами, недостаточно, чтобы всякий уверовавший в него человек, лишь провозгласил о своей вере. (Вспоминаем Мф. 7:21-23; Лк. 13:23-30). Иной верующий может много и громко заявлять другим, что он «избранный», и себя самого глубоко убедить в этой мысли, но Иисус, который знает «своих овец по именам», «знает тех, кого избрал», самозванцев не примет (Ин.10:3,14,27; 13:18). «Ведь много приглашённых, но мало избранных» (Мф. 22:14).
«По плодам узнаете этих людей», - предупредил Иисус (Мф. 7:16-20; Иак. 2:18). Вот мы и узнаем…
Итак, Библия обращает внимание, что «рождение свыше» напрямую связано с верой в Иисуса Христа (Ин. 1:12), с действием святого духа (Ин. 3:5-8) и руководством Божьего Слова (1 Пет. 1:3,23). А что есть вера в Христа? Просто констатация убежденности в факте его земной жизни, смерти за людей, дальнейшем воскресении и нынешнем небесном положении? Не такую ли веру будут провозглашать и те, кого Иисус осудит, согласно Матфея 7:21-23? Разве не в этом факте убеждены и демоны? (Иак. 2:19,20). Об Иисусе демоны знают в тысячи раз больше нашего – делает ли их такая убежденность угодными Богу?!
С точки зрения Библии, вера в Иисуса – это абсолютное доверие Господу, плюс самоотверженное стремление «следовать точно по его стопам» (1 Пет. 2:21). Именно это Библия и называет верой (Сравните Мф. 16:24; Ин. 13:15; 1 Ин. 5:3). Вот почему Писание говорит: «Если кто-то пребывает в единстве с Христом, то он — новое творение» (2 Кор. 5:17). Христианин, заявляющий, что он «рожден свыше», в первую очередь должен своей жизнью показывать, что следует руководству святого духа, подражая Христу и руководствуясь принципами Божьего Слова.
А теперь вопрос: может ли «рожденные свыше» христиане поступать греховно, следуя не путем Христа, а путями этого мира?
Ответ дает Писание: «Всякий, рождённый от Бога, не поступает греховно, потому что в нём есть Божье семя. Он не может поступать греховно, потому что рождён от Бога […] Мы знаем, что всякий, кто рождён от Бога, не поступает греховно, но Тот, кто рождён от Бога, оберегает его, и Злому не схватить его» (1 Ин. 3:9; 5:18,19).
1 Послание Иоанна 3-я и 5-я главы дают ясное понимание что должно и что не может быть свойственно истинно «рожденным свыше» христианам, названным «детьми Бога». В частности, поясняется, что тот, «кто поступает греховно, тот… не познал [Христа] … Кто поступает греховно, тот от Дьявола» (Ин. 3:6,8).
Одним из значительных отличий «рожденных свыше» от «детей Дьявола» является отношение к ближним: любовь или ненависть (1 Ин. 3:10-16). Согласно наставлению Иисуса, истинные христиане должны «не переставать любить своих врагов и молиться за тех, кто их преследует». Иначе они не смогут «оказаться сыновьями [своего] Отца, который на небесах» (Мф. 5:43-48). Более того, «рожденный свыше» христианин не может ни одобрять, ни участвовать в смертоубийстве, так как «ни в каком убийце не остаётся вечной жизни» (1 Ин. 3:15).
Ключевой вопрос представителю церкви, что заявляет о своем «рождении свыше»: «Как вы лично и ваша церковь относитесь к участию христиан в военных конфликтах?» Ответ «Плохо» недостаточен.
Уточним вопрос:
«Считаете ли вы и ваша церковь допустимым христианину пойти в армию и взять в руки оружие?»
«Отлучат ли от вашей церкви того, кто будет участвовать в боевых действиях?»
«Имеет ли ваша церковь братское общение с другими церквами, которые, в свою очередь, допускают такие действия?»
«Называете ли вы и ваша церковь подобных «христиан» своими братьями по вере?»
«Обличаете ли вы и ваша церковь подобные церкви в нарушении христианских принципов?»
Даже этих вопросов вполне достаточно, чтобы поставить т.н. «рожденных свыше христиан» в тупиковое положение. С одной стороны, крайне хочется считать себя подлинными учениками Христа, петь песни прославления в церкви и на «компаниях по евангелизации», произносить красивые слова о любви к Иисусу, зачитывая отдельные «удобные» тексты из Нового Завета. Но с другой – так некомфортно чувствовать, когда тебя ставят перед фактом грубейшего пренебрежения не самыми удобными требованиями Христа к тем, кто претендует на «рождение свыше»!
Но разве Иисус обещал легкий путь следования за ним? Наоборот! «Если кто-нибудь хочет идти за мной, пусть отречётся от себя, возьмёт свой столб мучений и, неся его изо дня в день, постоянно следует за мной. Кто хочет спасти свою душу, тот потеряет её, а кто потеряет свою душу ради меня, тот спасёт её» (Лк. 9:23,24). Этот путь подразумевает непрестанную борьбу с миром, с его духом, с влиянием Сатаны (1 Ин. 3:1,13; 5:19). Подлинные «рожденные свыше» христиане побеждают мир, не давая ему помешать им поступать согласно указаниям Иисуса. Это ясно подчеркивается Библией:
«Ведь любовь к Богу заключается в том, чтобы мы соблюдали его заповеди, и его заповеди не обременительны, потому что всё рождённое от Бога побеждает мир. И вот победа, победившая мир,— наша вера» (1 Ин. 5:3,4).
Итак, согласно Божьему Слову, подлинные «рожденные свыше» христиане ведут постоянную борьбу с духом этого мира, не давая ему втиснуть себя в свои рамки (Эф. 6:11,12). И не просто ведут борьбу, но побеждают в ней, оставаясь верными евангельским принципам святости и неоскверненности.
Но что мы видим, окинув взором тысячи церквей, заполненных т.н. «рожденными свыше» лицами? Малейшие всплески ура-патриотических волнений заставляют этих «христиан» вовлекаться во всевозможные «майданы» и революции, лезть на баррикады, вступать в ополчения и батальоны… Их церкви дружно молятся одному и тому же Богу о победе «христианского» оружия над врагами с той стороны. Парадокс, но представители одной и той же церкви, находящиеся в противоположных регионах страны, без зазрения совести воюют друг против друга, убивая и калеча собственных братьев по вере! А сколько злобы, взаимной ненависти и проклятий обрушили друг на друга (и делают это по сей день) «рожденные свыше» в интернет-сетях?! Словесные баталии вокруг политических дрязг отчужденного от Бога мира сделали т.н. «христиан» непримиримыми врагами, стерев всяческое их отличие от людей неверующих.
«Иисус сказал им: «Если вы дети Авраама, то совершайте и дела Авраама. Но вы теперь пытаетесь убить меня — человека, сказавшего вам истину, которую услышал от Бога. Авраам так не делал. Вы совершаете дела вашего отца… Вы не можете слушать моё слово. Ваш отец — Дьявол, и вы хотите исполнять желания вашего отца. Он был убийцей от начала и не устоял в истине… Кто от Бога, тот слушает слова Бога. Вы не слушаете потому, что вы не от Бога». (Ин. 8:39-47).
Чуть ранее Иоанн Креститель дал аналогичное предупреждение самоуверенным фарисеям: «Совершите дела, соответствующие раскаянию, и не смейте говорить себе: „Наш отец — Авраам“. Говорю вам, что Бог может из этих камней создать детей Аврааму. Уже и топор лежит у корней деревьев. Всякое дерево, не приносящее хороших плодов, должно быть срублено и брошено в огонь» (Мф. 3:7-10).
Этим было дано четкое определение ситуации: если те, кто убежден, что служит Богу, в реальности не хотят слушать и применять в жизни наставления Иисуса, да и к тому же проявляют ненависть и прямо или косвенно причастны к делам смертоубийства, такие люди НЕ ОТ БОГА! И ты хоть тысячу раз на день говори, что «рожден свыше», твоя омирщвленная натура выдает в тебе классическую фарисейскую закваску, а вовсе не дух покорности Богу! А это значит – ты никогда и не был «рожден свыше». Как поясняет Библия, такие люди до сих пор «пребывают разумом во тьме и отчуждены от жизни, что исходит от Бога, из-за своего невежества, из-за чёрствости своих сердец» (Эф. 4:18).
Увы, но для огромного числа т.н. «христиан» Дьявол закрыл даже само понимание их заблуждения. Они до сих пор находятся в глубочайшем самообмане, продолжая культивировать ненависть, распри, вовлеченность в дела мира и прочие недостойные истинных христиан дела. «Если же свет, который в тебе,— тьма, то как же велика эта тьма!» (Мф. 6:23).
Я не верю в «рожденных свыше» христиан, руководствующихся в своей духовной жизни не принципами Иисуса, а диктатом мира. Что бы они сами не говорили про свое т.н. «рождение», их реальная омиршвленность говорит сама за себя. Они сами и их церкви, скорее, позорят Христа и дискредитируют саму суть истинного, евангельского «рождения свыше». Новый Завет задает четко обозначенные требования к тем, кто претендует на звание «детей Божьих»; некоторые из них мы смогли рассмотреть подробнее. Пытаться усидеть сразу на двух стульях – получить одобрение Бога, но жить стихиями мира – невозможно. Либо одно, либо другое.
Проблема подобных «возрожденных» христиан в том, что они в реальности никогда не возрождались. Да, они однажды получили некоторые знания из Библии, поверили в Иисуса, даже предприняли кое-какие изменения в своей жизни. Бог дал им шанс двигаться дальше, к точному познанию истины с целью сделать ее самой сутью свой жизни (Кол. 2:2; 1 Тим. 2:4). Но они успокоились, остановились, создав для себя собственное понимание «комфортного христианства» и внушив себе, что Богу это нравится. Они наградили себя всевозможными «благословениями» и «рождениями», заставив думать самих себя и себе подобных, что Богу от них уже ничего не нужно. Они превратились в тех, «которые всегда учатся, но никак не могут прийти к точному знанию истины» (2 Тим. 3:7).
Что? Требования Нового Завета к подлинно «рожденным свыше»? Ах, оставьте. К чему в них вникать? Это же слишком усложняет жизнь! Куда легче придумать собственное удобное понимание такого «рождения», не возлагающего на тебя чрезмерных обязанностей, весьма лояльного к омирщвлению и делам плоти. Просто уверуй, как бы раскайся, призови Христа, и – вуаля – он тебя тут же «родит заново». Красота, да и только! Иди с гордо поднятой головой – ведь ты уже «дитя Божье»…
Впрочем, удивляться такой психологии не стоит. Нижеприведенные слова Библии служат тому предупреждением:
«Настанет время, когда к здравому учению будут нетерпимы, но по своим желаниям будут набирать себе учителей, которые льстили бы их слуху. Они прекратят слушать истину и уклонятся к басням» (2 Тим. 4:3,4).
Ин 3:6-8
ОтветитьУдалитьРожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
_____
Если мы внимательно прочтем слова Христа Никодиму, что сразу бросается в глаза противопоставление - плоти и духа, что рожденный от Бога есть дух, а не плоть, что духовные тела наделены удивительной способностью и они могут перемещаться мгновенно на огромные расстояния и быть где хотят, а плоть ограничина, многими другими способностями владеют духовные тела
1Иоан.3:2
Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим
Его, как Он есть.
_____
И этому только предстоит сбыться, а не сейчас они уже такие.
Иоан.4:24
Бог есть дух, ...
_____
Бог есть дух и они будут ему подобны, а Библия в контексте читается и понимается, а не по вырванным из нее местам, а если так то в ней все что угодно "доказать" можно, вырывая стихи из контекста..